Люди, которые выбрали в качестве своей профессии ремонт и обслуживание транспортных средств общего пользования, несут ответственность за жизнь пассажиров в степени не меньшей, чем непосредственные водители, прямо отвечающие за здоровье и безопасность граждан, а также за сохранность перевозимого ими имущества. В настоящей статье речь пойдёт о том, какая действующим законодательством предусмотрена ответственность за осуществление недоброкачественного ремонта транспортного средства, а также за его вывод в эксплуатацию, и о том, какие могут быть последствия данного деяния, и какое наказание полагается виновным.
Состав и виды
Сразу стоит отговориться, что в настоящей статье речь пойдёт о преступлениях, которые предполагают наступление определённых негативных последствий, ставших возможными в результате неумышленных необдуманных и неосторожных поступков. И без лишних слов сразу же следует перейти к положениям статьи 266 Уголовного кодекса РФ, которая и отвечает за установление рассматриваемого вида ответственности, а именно:
- Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
На основе выше приведённой части 1 можно утверждать о том, что общественная опасность и объект данного преступления заключаются в создании условий, носящих заведомо небезопасный характер для участников движения, имеющих прямое отношение с ремонтным обслуживанием транспортных средств и установленного ввода их в эксплуатацию.
Стоит понимать, что диспозиция части 1 и в целом статьи 266 УК РФ охватывает только те транспортные средства, которые указаны в статьях 263 и 264 УК РФ, например:
- железнодорожный транспорт,
- водные и морские суда:
- летательные аппараты:
- составы метрополитена,
- автомобили,
- трамваи,
- иные механические транспортные средства.
Из этого следует, что под действие статьи 266 УК РФ могут попасть практически любые случаи, в которых имело место нарушение правил предэксплуатационной проверки (автоэкспертизы) и технического ремонта ТС.
В части 1 законодатель прямо указал на иные предметы данного деяния:
- пути сообщения – это полотно с рельсами, по которым производится движение железнодорожного транспорта, а также к ним относятся трамвайные пути и метро,
- средства связи – это любые современные средства связи, предназначение которых кроется в двухстороннем обмене текстовой информацией (телефон, телеграф и т. п.),
- сигнализация – это средство для передачи визуальной информации путём подачи определённых сигналов — звуковых команд, светового оповещения.
- Те же деяния, повлёкшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
- Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлёкшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Конечно же, в силу важности рассматриваемых транспортных средств, в большей степени это относится к общественному/пассажирскому транспорту, поскольку при совершении подобных нарушений возможны человеческие жертвы. И наказание за неумышленное возникновение данных последствий как раз и устанавливается частями 2 и 3.
Итак, подводя промежуточный итог, стоит сказать, что не следует путать рассматриваемое преступление с ситуациями, носящими гражданско-правовой характер в виде некачественно оказанной услуги по ремонту автомобиля, это абсолютно разные нормы с абсолютно разной квалификацией. Диспозиция статьи 266 УК РФ вступает в силу только когда имеется причинно-следственная связь между некачественным ремонтом и последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью и/или смерти одному или более лиц, например:
Гражданин «А» занимался технических обслуживанием (ремонтом) легковых транспортных средств в организации «Т». 01 января на территорию организации поступило 5 автомобилей для прохождения проверки на техническую исправность и годность к дальнейшей эксплуатации. Гражданин «А», нарушая все должностные инструкции автомеханика и ответственного за выдачу разрешения на использование ТС, неосторожно отнёсся к своим обязанностям и проигнорировал выполнение стандартного набора проверок для одного из автомобилей, мотивируя это усталостью.
После выезда данный автомобиль отправился на выполнение установленного маршрута, но уже буквально через несколько километров от станции стал участником ДТП, в котором погибло два человека, в том числе и сам водитель. Как стало известно в результате расследования (экспертиза автомобиля) виновником аварии стал именно этот автомобиль, который по причине отказа тормозной системы и невозможности произвести штатное торможение протаранил встречную машину, в которой и находился второй погибший. Вина гражданина «А» была полностью доказана, так как в служебном журнале отсутствовала запись о прохождении проверки автомобилем «№ 3». Кроме того, вину гражданина «А» подтвердили ещё несколько его коллег, прямо слышавших о его нежелании проверять данный автомобиль.
Заключение
В заключение стоит отметить, что наличие вины проверяющего и допускающего в эксплуатацию далеко не всегда снимает ответственность за совершение ДТП с водителя. Так как действующим законодательством в части установления правил дорожного движения прописано, что перед осуществлением движения водитель обязан проверить техническую исправность управляемого им транспортного средства, даже при наличии специализированных служб, подтвердивших исправность. Есть такое мнение: что бы ни случилось, в ДТП виноват водитель, и оно демонстрирует действительность применения подобного суждения в реальной практике, в том числе и в судебной.