У многих европейцев и представителей запада вместе со стандартными ассоциациями в виде шапки-ушанки, водки и медведя с балалайкой Россия ассоциируется и как страна, где всячески процветает коррупция. Примерно этого же мнения придерживается и огромное количество наших (даже не либерально настроенных) соотечественников, которые постоянно сталкиваются с проявлением беззакония, произвола и коррупции на всех уровнях власти. Наличие подобной проблемы бессмысленно отрицать, так как взяточничество как элемент проявления современной коррупции плотно обосновался во всех государственных сферах. В данной теме будут рассматриваться положения действующего законодательства, в части определения состава и особенностей такого преступления как получение взятки, а также о том, какое наказание полагается виновным.
Общие положения
Справедливости ради стоит отметить, что законодатель предпринимает определённые шаги по ужесточению положений действующего законодательства и по пресечению данного ядра коррупции до его фактического возникновения. В подтверждение вышесказанного можно привести следующие статистические показатели за 2017 год:
- общее количество преступлений коррупционной направленности снизилось на 10% и составляет 29634 зарегистрированных дел,
- количество дел, имеющих отношение к рассматриваемой теме, сократилось более чем на 40%, с 5344 до 3188.
В противовес к данным показателям можно привести статистику и по 2013 году:
- более 11.000 зарегистрированных дел о получение и даче взятки,
- процентный рост по сравнению с предыдущим годом +18%,
- 365 официально раскрытых фактов участия организованных групп и сообществ,
- средний размер взятки более 100.000 рублей.
Как говорится «статистика не врёт», но для обычных граждан уменьшение статистических показателей официальной регистрации дел, никаким образом не оказывает фактического влияния.
Основными актами по регулированию квалификационных норм взяточничества являются Уголовный Кодекс РФ, ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
И именно о положениях данных нормативно-правовых актов и пойдёт речь ниже.
Уголовно правовая характеристика
Итак, без лишних предисловий следует обратиться к положениям статьи 290 Уголовного Кодекса РФ, которой и устанавливается состав рассматриваемого деяния и тяжесть наказания. Единственное, что стоит отметить, — это объёмность данной статьи и сложность состава преступления, что обязательно необходимо учитывать. А действующая редакция, получившая последние изменения в 2016 году, выглядит следующим образом:
- Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
В соответствии с приведённой частью 1 предметом взяточничества являются любые финансовые средства (наличные или безналичные денежные средства, ценные бумаги, активы), а также материальные или вещественные (драгоценности, объекты движимого и недвижимого имущества) средства. Кроме того, в качестве предмета злодеяния могут выступать и заведомо незаконные предметы, например, наркотические вещества и оружия, а также законные и незаконные ответные услуги.
Данный перечень можно продолжить и другими примерами, имеющими имущественный характер, в том числе любыми предметами и услугами, которые предполагают получение материальных или имущественных благ. Но необходимо понимать, что к данным предметам не могут относиться услуги нематериального характера, которые не предполагают для взяткодателя получение выгоды имущественного характера. К примеру, предоставление фальшивой положительной рекомендации от работодателя за определённую оплату.
Принимая во внимание особенности определения предмета, следует выделить и объективную сторону состава рассматриваемого злодеяния. Выражается она в получении средств должностным лицом, в том числе лицом, имеющим иностранное гражданство или представляющим международную организацию. При этом подобный вид коррупции может осуществляться как лично (то есть непосредственно по схеме одариваемый-получатель), так и с помощью посредников между основным субъектом (должностным лицом) и дарителем. Кроме фактического получения предмета деяния, от должностного лица требуется осуществление ответных услуг, перечень которых указан в части 1, а именно:
- совершение определённых поступков, входящих в служебные обязанности и полномочия субъекта в пользу взяткодателя,
- совершение этих же действий, даже если они не входят в сферу полномочий субъекта, но в силу своего положения могущий оказать давление на других лиц для совершения нужных действий,
- предоставление покровительства и поблажек по службе,
- преступное бездействие (попустительство) по служебным обязанностям субъекта.
При этом диспозицией 290 УК РФ не охватываются фактически совершённые субъектом действия, например, злоупотребление должностными полномочиями, образует совокупную квалификацию по 290 и 285 УК РФ.
- Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере.
В соответствии с примечанием законодателя к рассматриваемой статье значительным размером признаётся сумма, превышающая 25.000 рублей, но не превышающая 150.000 рублей. Стоит отметить, что время предоставления взятки существенную роль для квалификации не играет, это может происходить как до осуществления субъектом каких-либо действий, так и после их фактического совершения.
Например: Гражданин «А» обратился к своему хорошему знакомому, работающему в государственном учреждении. Предметом обращения стала личная просьба «А» к гражданину «Б» по оказанию определённых услуг за солидное вознаграждение. После совершения запрошенных действий гражданину «Б» были выплачена от гражданина «А» ранее обговорённая сумма. К ответственности будут привлечены и гражданин «А» по статье 291 УК РФ, и гражданин «Б» по статье 290 УК РФ.
- Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие).
Одна из наиболее общественно опасных форм рассматриваемого злодеяния — это ответные услуги в виде осуществления заведомо незаконных действий или бездействий.
В рамках существующей судебной практики наиболее частым примером квалификации по части 3 является дача взятки сотрудникам ГИБДД за «закрытие глаз» на совершённые нарушения правил дорожного движения. Такие вот на первый взгляд несерьёзные административные нарушения ПДД могут повлечь за собой несение уголовной ответственности.
- Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.
Да, к большому сожалению, даже лица, имеющие определённый политический или должностной вес, соблазняются получением материальных благ и склоняются к получению взятки, а порой и самостоятельно вымогают её с граждан нашей страны.
- Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
- а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
- б) с вымогательством взятки,
- в) в крупном размере.
Это особо квалифицированная часть, так как предполагает действия целой группы лиц, что существенно увеличивает степень общественной опасности, а также отягощается признаком в виде вымогательства взятки. Пункт «а». Квалификация действия группы лиц, объединившихся предварительным сговором будет только в том случае, если в составе данной группы присутствует не менее 2-х должностных лиц, которые используют для совершения преступления свои должностные или служебные, в том числе государственные, посты.
При этом размер взятки будет рассматриваться в обобщённом виде, суммируясь из размера полученных средств каждым участником группы. Но необходимо понимать, что фактически получить денежные средства (взятку) может и один участник группы, но если цель их получения связана с групповой деятельностью и её остальные члены осведомлены об этом, то квалификация будет такой же — пункт «а» части 5 статьи 290 УК РФ. Что касается деятельности организованной группы, то в её состав могут входить и лица, не относящиеся к субъектам по рассматриваемой теме.
Пункт «б». Особое внимание следует уделить именно данному пункту. Дело в том, что, в соответствии с примечанием законодателя к статье 291 УК РФ, если дача взятки была спровоцирована вымогательством, то лицо, виновное в её передачи, может быть освобождено от уголовной ответственности. Эта возможность создаёт определённые прецеденты, при которых обоюдная вина перелагается только на получателя, мотивируя это вымогательством. Поэтому особенно важно провести всестороннее расследование и выявить действительность или отсутствие факта вымогательства.
Пункт «в». Крупным размером признаётся сумма от 150.000 до 1.000.000 рублей.
- Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере.
На основе уже упомянутого ранее примечания законодателя, особо крупным размером признаётся сумма более 1 млн.рублей.
Наказание
Переходя от состава рассматриваемого преступления, следует разобрать и предусмотренное наказание за его совершение. А представить имеющиеся санкции можно в виде таблицы:
Вид наказания Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Штраф До 1.000.000 рублей или в размере от 10 до 50 кратной суммы взятки От 200.000 до 1.500.000 рублей или в размере от 30 до 60 кратной суммы взятки От 500.000 до 2.000.000 рублей или в размере от 40 до 70 кратной суммы взятки От 1.000.000 до 3.000.000 рублей или в размере от 60 до 80 кратной суммы взятки От 2.000.000 до 4.000.000 рублей или в размере от 70 до 80 кратной суммы взятки От 3.000.000 до 5.000.000 рублей или в размере от 80 до 100 кратной суммы взятки Служебные и должностные запреты До 3-х лет До 3-х лет До 5-ти лет До 7-ми лет До 10-ти лет До 15-ти лет Исправительные работы От 1 года до 2 лет Не применяется Не применяется Не применяется Не применяется Не применяется Принудительные работы До 5-ти лет Не применяется Не применяется Не применяется Не применяется Не применяется Лишение свободы До 3-х лет До 6-ти лет От 3-х до 8-ми лет От 5-ти до 10-ти лет От 7-ми до 12-ти лет От 8-ми до 15-ти лет Дополнительный размер штрафа к лишению свободы От 10 до 20 кратной суммы взятки до 30 кратной суммы взятки до 40 кратной суммы взятки до 50 кратной суммы взятки до 60 кратной суммы взятки до 70 кратной суммы взятки
Как видно из вышеприведённой свободной таблицы, виды возможных уголовно-правовых последствий разнообразны и достаточно суровы.
Иные особенности
Необходимо понимать, что статьёй 575 Гражданского Кодекса РФ предусматривается возможное дарение подарков, стоимость которых не превышает трёх тысяч рублей, государственным служащим. Но данное право следует отграничивать с диспозицией ст. 290 УК РФ. Подарок именно в такой трактовке понятия не подразумевает каких-либо ответных действий со стороны одариваемого, что не соответствует взятке, как виду преступления. Следовательно, если данные «подарки» в сумме даже меньше 3000 рублей, но их получатель обязуется предпринять ответные действия, то ответственность неизбежна. Данное деяние считается оконченным с фактического присвоения даже части из передаваемой суммы или поступления средств на банковский счёт получателя.
Отдельно стоит сказать несколько слов о покушении на получение взятки. Если законченность преступления не была достигнута по обстоятельствам, которые не зависят от волеизъявления сторон, например, при осуществлении «контрольной закупки» от правоохранительных органов, то и образуется покушение на совершение преступления, предусмотренного статьёй 290 Уголовного Кодекса РФ.
Заключение
Итак, подтверждением вышесказанных слов о сложности и объёмности рассматриваемого преступления послужили приведённые положения действующих уголовно-правовых норм. К сожалению, данная сложность квалификации иногда помогает избежать коррумпированным лицам справедливого наказания. Поэтому надеемся, что в скором времени законодатели устранят все имеющиеся пробелы, демонстрируя тем самым активное противодействие коррумпированной системе в Российской Федерации.