В трудовой книжке содержатся сведения обо всех периодах работы сотрудника в различных организациях. Предъявление документа становится необходимостью при обращении в Пенсионный фонд РФ для установления права на государственное обеспечение. Причины утери, руководство к действию в таких ситуациях, о способах восстановления документа рассказано в этом материале.
Возможные причины утери
Трудовая книжка на основании ст.66 ТК РФ является основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника. В ней прописаны сведения о местах работы, переводах, занимаемых должностях, течение непрерывного и специального стажа для выхода на пенсию. Последствия при утере трудовой книжки бывают разные и зависят от того, документ отсутствует по вине сотрудника или работодателя.
Вина работника
Если потеря трудовой книжки произошла по вине сотрудника, возможны следующие последствия:
- остаться без документа временно, пока не потребуется, или обратиться к компании-работодателю с заявлением об оформлении новой трудовой книжки,
- обращение к различным организациям, где ранее трудился сотрудник с проставлением отметок о занимаемых должностях и сроках исполнения должностных обязательств,
- получения справок из архива для пенсионного фонда или других организаций с целью подтверждения стажа при ликвидации организации, где трудился сотрудник.
Заявление на имя руководителя предприятия-работодателя подается в письменной форме.
Новый документ оформляется в течение 15 дней с момента обращения. В восстановленной трудовой книжке должны отражаться сведения о непрерывном и специальном стаже. Указываются записи об общем периоде работы без разбивки на места исполнения трудовых обязательств, занимаемые должности и ответственных лицах за ведение кадрового учета.
Вина работодателя
Иногда трудовая книжка утеряна кадровым работником или другими лицами, уполномоченные за ведение учета документов. Сотруднику в любом случае нужно оформить новый документ. В такой ситуации он вправе:
- при невыдаче трудовой книжки после увольнения при отсутствии уведомления о направлении ее почтовым отправлением работник вправе обратиться с иском в суд о выдаче документа и получении компенсации в размере среднего заработка за весь период незаконного удержания предприятием документа,
- при необходимости восстановления записей в трудовой книжке для предоставления в государственные органы необходимо написать и передать в организацию заявление о выдаче дубликата с информацией о трудовом стаже.
Отреагировать на заявления о предоставлении дубликата работодатель обязан в течение 15 дней с даты получения заявления. В случае с судебным рассмотрением извещение о наложенном взыскании с вызовом для дачи пояснений по сложившейся ситуации в адрес предприятия отправляет суд.
Для восстановления записей предприятие может затребовать документы, подтверждающие стаж работы на каждом предыдущем месте работы. При необходимости запрос информации осуществляется кадровым отделом по последнему месту занятости самостоятельно.
Иные причины
Утеря документа строго учета возможна также по причинам, не зависящим от действия или бездействия работодателя или сотрудника, вследствие:
- стихийных бедствий,
- страхового случая – возгорания, потопа на предприятии,
- неправомерных действий третьих лиц, к примеру, изъятия работниками государственных контрольных служб без обеспечения возврата,
- кража при осуществлении мошенничества иными гражданами, не относящимися к сторонам трудовых отношений.
Куда обращаться?
Оформление дубликата трудовой книжки осуществляется при обращении:
- ко всем работодателям, с которыми были заключены трудовые договоры ранее, учитывая последнее место занятости,
- в архивы государственного муниципального и государственного значения в регионах, где трудился сотрудник, актуально при ликвидации предприятий,
- в суд по месту нахождения организации-ответчика при установлении его вины в невыдаче трудовой книжки в законный срок,
- в Пенсионный фонд РФ, сведения предоставляются в течение 10 дней в письменной форме обо всех периодах работы.
Способы восстановления
Получить дубликат документа кадрового учета, если работник потерял трудовую книжку или это произошло по вине предприятия, есть возможность:
- при содействии работодателя – по письменному запросу сотрудника,
- через суд с привлечением к ответственности работодателя при установлении его вины в утере или невыдаче трудовой книжки,
- при поддержке Пенсионного фонда РФ – в случае необходимости выдачи бумаги с информацией о периодах работы.
Законодательная база
Содержание трудовой книжки и порядок восстановления сведений, что делать, если документ утерян, прописано в нормативных актах:
- Трудовой кодекс РФ,
- Постановление правительства №225 от 16.04.2003 «О трудовых книжках».