Каждый из пунктов правил безопасности движения, действующих на территории нашей страны, продиктован сотнями реальных случаев, в том числе жизнями сотен людей, показавших на примере, как важно следовать букве закона. Но, к сожалению, соблюдение действующих правил очень часто пренебрегается не только рядовыми гражданами, но и теми, чьи должностные обязанности напрямую связаны с контролем по их соблюдению и предотвращению нарушений. В настоящей статье речь пойдёт о том, какая предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности движения, а также о том, в чём заключается состав, каковы виды данного преступления, и какое наказание ожидает виновных.
Криминалистическая характеристика
Итак, без лишних предисловий следует сразу же обратиться к положениям Уголовного кодекса РФ. За рассматриваемое деяние устанавливается ответственность с учётом диспозиции статьи 263 УК РФ, содержание которой выглядит следующим образом:
- Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещён законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Как видно из приведённых положений части 1, уголовная ответственность предполагает нарушение действующих правил безопасности движения, предусмотренных при эксплуатации железнодорожных, воздушных, морских и водных транспортных средств (судно), а также метрополитена, лицом, в должностные/служебные обязанности которого входят их беспрекословное исполнение и соблюдение недопустимости возможных нарушений. Следовательно, субъектами рассматриваемого преступления могут быть только лица, обременённые законодательством на соблюдение данных правил, например, это машинист локомотива, капитан морского судна и т. д.
Предметом данного преступления могут быть следующие виды транспортных средств:
- Железнодорожный транспорт:
- локомотивы,
- грузовые вагоны,
- локомотивы грузовой тяги,
- вагоны.
- Воздушный транспорт:
- вертолёты,
- самолёты,
- дельтапланы.
- Морской транспорт:
- надводные корабли,
- подводные корабли (батискафы).
Метрополитен – это подвижные составы, предназначение которых заключается в обеспечение пассажирских перевозок. Соответственно для каждой категории и области их применения предусмотрены определённые виды нормативно-правовых актов, которые устанавливают правила безопасности движения и эксплуатации того или иного транспортного средства.
Для части 1 обязательным признаком состава преступления является причинение тяжкого вреда здоровью пострадавшим лицам и/или причинение крупного ущерба. Крупным ущербом, на основе примечания законодателя, признаётся сумма, превышающая 1000000 рублей. Данный ущерб может наступить, например, при уничтожении транспортного средства в результате аварии.
Предположим следующую ситуацию: Гражданин «Б» занимался обучением рекрутов управлению малогабаритным непассажирским самолётом, предназначенным для орошения посевных полей. В качестве основного инструмента учебного процесса гражданин «Б» без законных на то оснований применял собственную методику, схожую с той, которая применяется для скорейшего обучения человека плаванию (бросок в воду). Приняв от новичков зачёты по теоретическим познаниям, гражданин «Б» сразу же сажал их за штурвал летательного аппарата без соответствующего дозволения своего непосредственного руководителя и законных норм в целом.
В один из таких «необдуманных» полётов лётчик-новичок не справился с управлением судна, что привело к его падению и фактическому разрушению. Как выяснилось в результате внутреннего расследования, гражданин «Б» не проводил обязательные процедуры предполётной подготовки, в части проверку исправности летательного аппарата, наличия спасательных средств для каждого из участников полёта, а также не согласовывал должным образом пролёт над определёнными территориями. Благо жертв среди лётчиков и невинных людей удалось избежать.
- Те же деяния, повлёкшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
- Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлёкшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Части 2 и 3 предполагают квалифицирующий состав рассматриваемого преступления в виде наступления смерти по неосторожности одного или нескольких лиц. Принимая во внимание всё вышеприведённое, нарушение правил безопасности движения, а также причинение тяжких последствий совершается виновным лицом по неосторожности. Несмотря на то, что несоблюдение правил предполагает, что виновное лицо осознаёт фактическое нарушение действующих норм, но относится к возможным последствиям без должной на то осторожности.
Гражданин «А» работал машинистом на локомотиве. В его трудовые обязанности входило заниматься обеспечением «конвоирования» грузовых вагонов до пункта назначения. В одно из таких дежурств, гражданин «А» вместе со своим коллегой должны были прицепить локомотив к двум десяткам грузовых вагонов. Исходя из должностных/служебных инструкций, машинисты обязаны проводить тщательную проверку ТС на наличие возможных повреждений и неисправностей, могущих повлечь какие-либо негативные последствия.
Кроме того, в число их прямых обязанностей входила предстартовая проверка на наличие возможного нахождения на путях следования посторонних объектов. Данные лица умышленно пренебрегли данным обязательным правилом в целях экономии времени и не стали проверять надёжность сцепки между вагоном 2 и 3. В результате следования до назначенного маршрута и при достижении скоростной отметки в 60 км/ч плохо закреплённый вагон 3 выскочил из сцепного устройства и опрокинулся набок, потянув за собой весь шедший хвост. Общий причинённый ущерб на основе стоимости восстановления работоспособности состава и стоимости перевозимого груза составил порядка 5 млн. рублей.
Заключение
В заключение стоит отметить один крайне важный аспект — это то, что для квалификации по статье 263 УК РФ требуется установление наличия причинно-следственной связи между умыслом на несоблюдение правил и наступивших последствий. Также необходимо понимать, что субъектом преступления может быть только лицо, на которого данные обязанности возложены законным образом.
Действие статьи не распространяется на случаи, в которых виновное лицо пошло на нарушение закона, по сути, в ситуации крайней необходимости. К примеру, на основе существующей судебной практики нередки случаи, в которых лицо, (слесарь депо) действовало по прямому распоряжению своего непосредственного руководителя и выполнило действия, которые не входили в круг его обязанностей, что привело к рассматриваемым последствиям.