Для начала, перед подписанием договора купли-продажи нужно убедиться, что продавец на самом деле является собственником объекта недвижимого имущества, речь о котором идет в договоре. Для этого ему стоит предъявить следующие документы:
- Свидетельство о государственной регистрации на право собственничества или выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
- Документы, утверждающие права, в которых сообщен путь приобретения недвижимости (договор купли-продажи, завещание, дарственная и пр.)
После того как Вы получили удостоверение в собственности участком у продавца, нужно выполнить несколько несложных операций осмотреть участок, заключить письменный договор о приобретении участка, зарегистрироваться в Росреестре как собственник, получить удостоверение.
Заключение договора купли-продажи
Договор можно заключать в свободной форме, он даже не требует нотариального подтверждения. Необходимы лишь подписи обеих сторон. Однако стоит упомянуть, что желательно внести в предмет договора, чтобы обе стороны не могли иметь претензий друг к другу после подписания:
- Точный адрес участка.
- Площадь участка.
- Кадастровый паспорт и указанием индивидуального номера и участка. Если межевание не соответствует тем данным, что указаны в данном виде документа, то будущему владельцу придется самостоятельно производить межевание.
- Категория земли, на которой находится участок, и формы дозволенного использования.
- Дата и номер государственной регистрации в ЕГРН.
- Точная цена и порядок расчета.
- Необходимо указать, что данный договор описывает как акт купли-продажи, так и приема-передачи.
Важно, чтобы договор был заключен в письменной форме, несоблюдение этого правила ведет к его недействительности. Также он подписывается в трех экземплярах продавцу, покупателю и для предоставления в Росреестр.
Лишь в двух случаях договор необходимо в обязательном порядке оформить у нотариуса:
- Если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему или лицу, признанному частично или полностью недееспособным.
- Если участок принадлежит нескольким собственникам, тогда оформляется отчуждение долей каждого из собственников.
Во всех остальных случаях обращение к нотариусу может лишь обеспечить быстроту и безопасность проведения сделки, но это не обязательно. К тому же если вы решили обратиться за помощью к специалисту для оформления документов, то имейте в виду, что более качественную консультацию могут оказать риелтор или юрист, специализирующийся на недвижимости и операциях с ней.
Кроме перечисленных в списке документов, специалист, занимающийся оформлением договора, может запросить иные. К ним относятся документы, которые помогут произвести наиболее полный и точный анализ участка например, установить, что участок не находится под арестом и не находится в собственности путем незаконных махинаций. Это обезопасит покупателя от невыгодной сделки.
Предоставление документов в Росреестр
Перечень документов, которые необходимо сдать (ФЗ № 218, ст. 18):
- Заявление на переход права собственности и оформление самого права собственности новым владельцем (заполняется перед подачей документов в отделении Росреестра).
- Договор купли-продажи (обычно в 3 экземплярах).
- Кадастровый паспорт (если он был предоставлен ранее в ЕГРН и эти данные занесены в общую систему, то его предоставление не имеет необходимости).
- Документы, подтверждающие личность участников сделки (паспорта). Если заявление подает представитель одного из лиц, то необходим документ, подтверждающий право подобных действий.
- Документ на право собственности бывшего владельца.
- Если участок был приобретен в период брака, то согласие супруга (-и) на продажу.
- Акт приема-передачи.
Обязательно уплатите госпошлину. Квитанция об оплате не требуется (по желанию самих заявителей предоставляется), однако если в системе Росреестра нет данных об оплате и они не поступают в течение пяти дней с момента подачи заявления, документы возвращаются без рассмотрения.
Если госпошлина не оплачена на момент подачи заявления, выдается идентификационный номер, с указанием которого и должна производится уплата, и дата, до которой необходимо произвести действие.
Госпошлина составляет 350 руб, если Вы планируете использовать участок в личных целях, если приобретаете для других целей, то 2000 руб.
Подать заявление можно в отделении Росреестра или МФЦ, почтовым письмом или через сеть Интернет. Через 7 дней (9, если заявление подано через МФЦ) будет произведена государственная регистрация за новым владельцем. Отсчет стоит вести со следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
Получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости
Регистрация земельного участка за новым владельцем подтверждается выпиской из ЕГРН. Вы можете лично явиться за ней в отделение, куда подавали документы, или она может быть выслана Вам по электронной почте. Теперь Вы собственник земельного участника, а значит, обязуетесь платить за него налоги.
Итак, очень важно соблюдать несколько нюансов при составлении договора купли-продажи земельного участка. Покупатель подвергается рискам, приобретая недвижимость важно тщательное исследование всех документов продавца на участок, чтобы не приобрести недвижимость, которая впоследствии принесет больше хлопот, чем выгоды.