Независимо от должности или род деятельности человек может предпринять попытку реализовать свои корыстные желания или мотивы, а подобные «нечистые на руку» работники встречаются во всех сферах общества. Наверняка каждый сталкивался с проявлением недобросовестного отношения к своей работе или с попыткой получить взятку или её аналогов (подарок, откат и т.п.), и особенно часто это проявляется в государственных учреждениях различной направленности и уровня.
История
У рассматриваемого вида уголовного наказания «растут корни» ещё с уголовного права Российской Империи, во времена которой оно выглядело как поражение (лишение) определённых служебных прав и вытекающих из них преимуществ. По сути, тот вид данного наказания, который действует в настоящее время, претерпел только незначительные изменения, соответственно из-за смены самой формы государственности, данная мера «эволюционировала» под требования, установленные в Российской Федерации.
Особенности и виды
Разъяснения характера и оснований применения установлены в статье 47 УК РФ и выглядят следующим образом:
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определённой профессиональной или иной деятельностью.
Как видно из положений части 1, здесь следует выделить два вида субъектов, по отношению к которым и возможно применение данной процедуры:
- Лица, лишённые права занимать определённые, установленные законом, должности.
Следует отметить, что приведённый список категорий граждан в ч. 1 исчерпывающий, то есть только лица, проходящие гражданскую службу и лица, работающие в органах местного самоуправления, могут лишиться своих должностей данным образом. При этом, исходя из комментария законодателя, суд, вынося обвинительный приговор, обязан указать не конкретный должностной пост (к примеру, главный бухгалтер) или обобщённую должностную группу (руководитель, глава), а определение целого круга должностей, основанное на характерных для них признаках, например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти.
Данное требование установлено для минимизации возможного трудоустройства осуждённого на пост с руководящими полномочиями, но с изменённым названием, что позволило бы обойти ограничение, не нарушая при этом приговора. А когда в приговоре прописаны не названия, а сами полномочия, то осуждённому лицу волей-неволей придётся исполнять предписания обвинительного приговора суда. В действующем законодательстве предусмотрены списки должностей, к которым возможно применение положений статьи 47, установлены они ФЗ № 58 «О системе государственной службы РФ» и ФЗ № 28 «О муниципальной службе в РФ».
На основе вышесказанного и существующей судебной практики, можно выделить несколько основных типов преступления данной направленности:
- присвоение («прикарманивание») бюджетных средств за счёт непосредственного или косвенного участия в их реализации и распределения,
- неправомерное назначение в корыстных целях должностей, званий, пособий, выплат и т. д.,
- искусственное создание трудностей и препятствий определённым гражданам с целью добиться от них нужного для преступника решения.
- Лица, лишённые права заниматься определёнными видами деятельности.
Соответственно, лишение права заниматься определёнными видами деятельности применимо к лицам, совершившим преступление, характер которого тесно связан с этой самой деятельностью. Субъектами здесь могут выступать врачи, педагоги, фармацевты, охотники, управленцы транспортным средством, то есть, по сути, любой род деятельности, связанный со способом совершения или характером преступления.
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трёх лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
В качестве специально предусмотренного случая может выступать особо тяжкое преступление, к примеру, ч. 3, 4 и 5 ст. 131 –«Изнасилование».
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учётом характера и степени общественной опасности совершённого преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
На основе существующей судебной практики небольшой перевес у обвинительных приговоров с применением этого вида наказания именно в качестве основного.
В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на всё время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Если простыми словами, то исчисление срока дополнительного наказания начинается только после отбытия (или снятия) основного, если оно заключалось в изоляции осуждённого от общества. В случае если приговором не была определена изоляционная мера наказания, то срок исчисления и для основного, и для дополнительного наказаний начинает исчисляться с момента вступления приговора в действие.
Например. Гражданин Иванов являлся директором одного из государственных учреждений. Столкнувшись с некоторыми трудностями «бумажной волокиты», Иванов решился дать взятку также сотруднику гос. службы за оказание содействия по ускорению сбора документов и по сокрытию утечки денежных средств из бюджета. Гражданин Иванов и его подельник были пойманы с поличным. Иванова осудили по ч. 3 и 4 статьи 291 и приговорили к 8 годам лишения свободы и 5 годам лишения права занимать руководящие и иные должности, связанные с непосредственным распределением бюджетных средств и управленческих функций организаций, предприятий, учреждений. Осуждённый был освобождён досрочно от дальнейшего отбытия основного наказания, через 6 лет, и с момента вступления решения суда в силу, а соответственно освобождения Иванова, в действие вступило дополнительное наказание, от которого ранее осуждённый освобождён не был.
Заключение
Справедливо будет отметить, что положения ст. 47 на практике показали себя достаточно хорошо. Так как подавляющее большинство осуждённых имели ранее или непосредственно перед совершением преступления руководящие или иные высокооплачиваемые посты, которые позволяли «жить на широкую ногу». А после вынесения подобного приговора, по сути, перекрываются источники такого привычного и уже необходимого дохода, что в буквальном смысле заставляет многих бывших преступников после отбытия положенного срока полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь. Но, конечно же, всегда найдётся небольшой процент погрешности в правилах, и данные ограничения только подстёгивают некоторых на совершение нового противоправного деяния.