Согласно действующему законодательству, лица, занимающие руководящие должности в государственных организациях, не имеют права вести предпринимательскую деятельность. Законом подразумевается как прямой, так и косвенный запрет на подобное. Незаконное участие в предпринимательской деятельности должностными лицами влечет за собой уголовную ответственность. Наказание за подобное преступление предусмотрено ст 289 УК РФ.
О чем гласит ст 289?
Ст 289 включает в свой состав:
- диспозицию, в которой указаны квалифицирующие признаки,
- возможные виды уголовной ответственности за противозаконное участие в предпринимательстве.
Противозаконное участие в предпринимательстве – это создание должностным лицом предприятия для получения прибыли. Управление созданной организацией может осуществляться как лично, так и нет. Незаконным предпринимательством также признается покровительство, создание льготных условий и прочая помощь, предоставляемая в обход существующих правил.
Основные положения ст. 289
Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности назначается, если должностное лицо:
- учредило коммерческое предприятие для получения прибыли,
- участвует в управлении компанией прямо или косвенно,
- предоставляет предприятию льготные условия ведения бизнеса,
- оказывает покровительство иных видов.
Возможная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности такова:
- штрафные санкции, в размере до 300 000 рублей,
- штрафные санкции, размер которых равен доходу виновного лица за период 2 года,
- лишение права работать на отдельных должностях, сроком до 5 лет со штрафом, достигающим 80 000 рублей, либо равным размеру дохода виновного за период до полугода,
- обязательные работы – до 480 часов,
- принудительные работы – до 2 лет,
- арест, сроком до полугода,
- тюремное заключение, сроком до 2 лет.
Запрет распространяется на создание любых коммерческих предприятий лицами, занимающими руководящие посты на государственной службе. Исключения возможны лишь в случае наличия особого указания в законе.
Квалифицирующие признаки
Противоправное деяние, предусмотренное ст. 289, имеет следующие квалифицирующие признаки:
- в качестве обвиняемого выступает должностное лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или оказывающее покровительство бизнесу,
- обвиняемый не смог бы совершить преступления, если бы не занимал свою должность,
- имеется нарушение государственных интересов.
Законодательство в рассматриваемой сфере нельзя назвать идеальным. Имеется множество лазеек, позволяющих должностным лицам покровительствовать бизнесу. В то же время по ст. 289 осуждается максимум 5 человек.
Комментарии к ст. 289
Ст. 289 имеет объемную диспозицию. Чтобы разобрать ее требуется детально изучить комментарии оставленные теоретиками права и Пленумом ВС РФ.
Объектом преступления является нормальное законное функционирование государственных и муниципальных органов власти, а также охраняемые законом интересы коммерческих компаний, которым в результате совершения противоправного действия не предоставляются совсем или в полной мере положенные льготы. Незаконное участие в предпринимательстве – это форма коррупции. Преступление может быть отнесено к группе коррупционных наряду со злоупотреблением должностными полномочиями, служебным подлогом и взяточничеством.
Если должностное лицо использует свои возможности и положение, необоснованно предоставляет экономические привилегии и льготы компаниям, созданным им же, или в деятельности организаций, в которых оно участвует, то наблюдается причинение ущерба функционированию отдельной сфере экономической деятельности и экономике в целом, а также нарушается принцип объективности, выступающий условием эффективной работы любого предприятия.
Современное законодательство РФ содержит целый ряд запретов на участие государственных служащих в предпринимательстве. Ст. 289 устанавливает ответственность, но ее назначение возможно, когда законом установлен прямой запрет.
В первую очередь запрет содержится в следующих 2 нормах законодательства РФ:
- ФЗ № 79 от 27.07.2004 г «О государственной службе РФ». В нем содержится запрет для всех государственных служащих заниматься предпринимательством. В то же время уголовная ответственность по ст. 289 распространяется только на должностных лиц.
- ФЗ № 342 от 30.11.2011 «О службе в ОВД РФ».
Объективная сторона противоправного деяния выражена в фактическом создании организации, которая функционирует исключительно в сфере предпринимательской деятельности. 50 ст. ГК РФ предусмотрено два вида правового статуса организации: коммерческий и некоммерческий. Основной целью коммерческого предприятия является получение прибыли, которая разделяется между его учредителями.
Предпринимательской деятельностью занимаются коммерческие организации. Участие государственного служащего в такой деятельности и есть предмет запрета. Закон позволяет должностному лицу участвовать в работе некоммерческой организации. В качестве последней может выступать, например, благотворительный фонд. Таким образом, нельзя рассматривать участие в работе некоммерческой организации, как форму объективной стороны преступления.
Формы совершения рассматриваемого противозаконного действия таковы:
- Создание должностным лицом коммерческой организации. При этом должностное лицо может являться единственным владельцем или входить в состав учредителей предприятия.
- Участие в управлении организацией. Оно выражено в присутствии на собраниях, избрании членом правления или совета организации.
- Предоставление организации льгот и преимуществ, а также оказание покровительства в любой форме. Льготы, покровительство и прочие блага должны иметь материальный характер. Важным признаком данной формы предстает использование возможностей с точки зрения занимаемой должности. Подобное прямо не указано в законе, но очевидно исходя из существа нормы. Если должностное лицо не использовало свои возможности, предоставленные ему государством в силу занимаемой должности, то речь об уголовной ответственности не идет, возможно только дисциплинарное взыскание.
Порядок создания и работы организации установлен и регламентирован 4 главой ГК РФ. Противоправными с точки зрения ст. 289 признаются только те действия, которые сопряжены с процедурой создания предприятия, то есть его регистрации в государственном органе. Таким образом фактическим доказательством того, что должностное лицо создало предприятие, является указание его данных в графе «Учредитель».
Участие в работе коммерческой организации означает, что лицо принимает участие в управлении. Участием также признается какое-либо содействие. Предоставление льгот и преимуществ может быть выражено в любом действие, которое сделано во благо конкретной организации, но при этом нарушен установленный порядок, а права прочих компаний порушены. Например, речь может идти о поставке сырья вне очереди или предоставлении беспроцентных кредитов, которые организации по идее не положены. Иное покровительство может выражаться в любой помощи. Это может быть предупреждение о проверке или ее полная отмена и пр.
Законодательная конструкция указывает на то, что состав преступления является формальным. По существу, само деяние заключается в злоупотреблении служебными полномочиями. По факту должностное лицо пользуется своими полномочиями отдавая распоряжения, подписывая документы и выполняя прочие действия, ставя свои интересы выше тех, которые необходимо защищать.
С юридической точки зрения такие действия следует отнести к специальным видам злоупотребления полномочиями. К последствиям этих действий относят: получение предприятием, ведущим коммерческую деятельность, льгот и прочих благ, в чем и заинтересовано должностное лицо.
Попытка их предоставления является дисциплинарным нарушением, максимальное наказание за которое – увольнение с должности. В редких случаях подобное рассматривается, как покушение на совершение преступление, предусмотренное ст. 289. Незаконное получение льгот и прочих благ предстает последствием совершения преступления. Таким образом, преступление считается совершенным, когда все перечисленное получено коммерческой организацией.
Субъективная сторона противоправного деяния представляет собой вину в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает, что действует вопреки воле закона и желает сделать это. Цели и мотивы не являются обязательными признаками, но могут учитываться при назначении наказания. Как правило, в качестве них выступает корысть, либо личная заинтересованность.
Субъект преступления – специальный. В качестве него может выступать должностное лицо:
- учредившее предприятие,
- осуществляющее предпринимательскую деятельность,
- участвующее в управлении компанией,
- оказывающее помощь предприятию в обход действующих правил, пользуясь служебным положением.
В ряде случаев может возникнуть вопрос о разграничении рассматриваемого противоправного деяния с незаконным получением кредита (ст. 176). Разграничение проводится по объективным признакам. Чтобы получить незаконный кредит лицо не использует должностное положение.
Судебная практика
Конструкция статьи 289 такова, что нарушить ее положения либо невозможно, либо проще обойти, пользуясь массой лазеек. Многие теоретики права признают несовершенство этой нормы закона. Исходя из этого становится очевидно, что судами не часто рассматриваются уголовные дела по обвинению по ст. 289. Все же подобные случаи встречаются.
В качестве примеров подобного следует привести:
- Гражданка Н. организовала коммунальное хозяйство, занимающееся проведением мелкого ремонта, вывозом мусора и прочими работами подобного типа. На выборах главы сельского поселения она стала победителем. Согласно закону, гражданка Н. должна была передать право собственности на юридическое лицо, но она не стала делать этого, и даже наоборот содействовала развитию предприятия. Суд признал гражданку Н. виновной и назначил наказание в виде штрафа, также она была уволена с должности.
- Глава городской администрации гражданин Н. создал торговую компанию, но будучи прекрасно осведомленным о запрете ведения коммерческой деятельности должностным лицом, оформил ее на своего брата. Тем не менее фактическим управлением компании занимался самостоятельно. Согласно букве закона, его не смогли уличить ни в организации бизнеса, ведь он не значится среди учредителей, ни в управлении. Поводом для возбуждения уголовного дела стало явное лоббирование интересов компании. Суд осудил гражданина Н. на обязательные работы сроком 120 часов.
- Директор школы И. поспособствовал передаче подряда на ремонт спортивного зала компании своей жены гражданки И. Правоохранительные органы смогли доказать лоббирование интересов компании гражданки И. Директор был уволен и осужден на 2 года лишения свободы условно с запретом занимать руководящие должности сроком на 3 года.
Как показывает практика, суд очень гуманно относится к должностным лицам, совершившим преступления, предусмотренные ст. 289
Статистические данные
В 2017 году было рассмотрено 2 уголовных дела по ст.289. 1 подсудимый оправдан, 1 оштрафован. Статистика 2016 года отличается не сильно. Всего рассмотрено 4 уголовных дела. Все фигуранты признаны виновными, но к реальным срокам лишения свободы никто приговорен не был.
Учет при назначении наказания смягчающих и отягчающих вину обстоятельств
При рассмотрении любого дела, в том числе по ст. 289, при назначении наказания учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.
К числу первых следует отнести:
- совершение преступления впервые при условии, что ущерб от его последствий не высок,
- беременность,
- наличие несовершеннолетних детей,
- совершение противоправного деяния под давлением жизненных обстоятельств,
- совершение преступления под давлением,
- явку с повинной.
К числу отягчающих обстоятельств относятся:
- рецидив,
- существенный ущерб государству и законным интересам коммерческих компаний,
- совершение преступления сотрудником ОВД.
Перечни отягчающих и смягчающих обстоятельств не являются исчерпывающими. Они могут быть учтены или проигнорированы судом. Возможность учета указанных обстоятельств рассматривается в каждом конкретном случае индивидуально.