Целевое расходование средств, которые выделяются из бюджетов разных уровней, регламентировано 38 статьей БК РФ. Данный нормативно правовой акт регулирует процесс доведения денежных средств до конкретных получателей и указывает возможные статьи расходов. Бюджеты разных уровней выделяют колоссальное количество денежных средств, поэтому нет ничего удивительного в том, что недобросовестные чиновники на местах стремятся обогатиться за этот счет. Кроме того, имеют места банальные ошибки. Все вышеперечисленное является скорее обыденностью, нежели исключением из правил, поэтому такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств, а также возможные виды наказания за выполнения подобного действия, следует рассматривать более детально.
Кто является получателем средств из бюджета
Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ. Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.
Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т. д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда. Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома. По сути, это хищение бюджетных средств.
Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:
- государственную власть,
- управления внебюджетных фондов,
- местную власть,
- муниципальные администрации,
- казенные учреждения.
Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем. Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ. В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.
Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию. Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую. В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом. При этом оно может действовать как в сговоре с местной властью, например, в сфере закупки медицинского оборудования, так и самостоятельно, просто завышая зарплату своим близким.
Виды нецелевого расходования
Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению.
Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:
- направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год,
- самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги, такое возможно, но требует специальных санкций),
- перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом,
- оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации,
- безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов,
- финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Существует еще масса способов использовать бюджетные средства не по назначению.
Виды наказания
Чтобы получить деньги из бюджета нужно предоставить соответствующие бумаги, в которых четко указано для каких целей требуется финансирование.
В качестве таких документов могут выступать: бюджетные планы, росписи, сметы и т. д. Если средства были получены, но потрачены не на то что было указано в документах, или вовсе похищены, то виновные лица подлежат следующим видам наказания, предусмотренным статьей 285, 1 УК РФ:
- штраф в размере от 100 000 рублей до полумиллиона или заработка за 1-2 года,
- обязательные работы сроком до 2 лет и (или) запрет на право занимать некоторые должности на протяжении трех лет,
- до двух лет лишения свободы и запрет занимать определенную должность на протяжении 3 лет.
Если растрата была совершенна по сговору несколькими лицами или мело место хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, то наказание ужесточается:
- штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо в размере заработка за период от 1 до 3 лет,
- обязательные работы сроком до 5 лет с запретом занимать некоторые должности в течение 3 лет,
- лишение свободы сроком до 5 лет с запретом заниматься определенной деятельность на протяжении 3 лет.
Согласно действующему законодательству, крупным объемом считается сумма более 1 500 000 рублей. Если речь идет об особо крупном размере, то это означает, что объем неправомерно израсходованных средств составил свыше 7 500 000 рублей.
Комментарии к ст. 285.1 УК РФ
Нецелевое использование бюджетных средств УК РФ рассматривает как преступное действие. В качестве виновного привлекается должностное лицо, допустившее нецелевую растрату. Опасность такого действия заключается в подрыве функционирования государства, основ финансового обеспечения и создании благоприятной среды для совершения разного рода экономических преступлений.
Отечественная бюджетная система состоит из фонда разных уровней:
- федерального,
- регионального,
- муниципального,
- внебюджетного.
Средства выделяются из фондов на покрытие строго определенных расходов и исключительно определенному получателю. Если средства были переданы иному лицу или потрачены на неуказанную цель, то имеет место нецелевое расходование денег. При этом не имеет значения повод совершения подобных действий. Даже если какое-либо действие выполнено во благо, но противоречит БК РФ, то оно признается преступным.
Бюджетные деньги могут быть выделены в следующих формах:
- Дотация. Данная форма представляет собой выплату предприятию, у которого заложенные в плане расходы, превышают выручку.
- Субсидия. Она представляет собой поддержку меньшего уровня, предприятия или даже гражданина.
- Субвенция. Эта форма является помощью муниципальному самообразованию или юридическому лицу с целью обеспечения возможности реализовать какую-либо программу.
- Ассигнование. Бюджетное ассигнование – это средства, получаемые на основании документа о бюджетном исполнении.
- Кредит, то есть выдача средств на условии возврата с процентами или без. Стоит отметить, что за растрату этих денег ответственность статьей 285.1 не предусмотрена. Для получения информации по этому вопросу следует изучить вторую часть 176 статьи «Растрата государственного кредита».
Объектом преступного действия, рассмотренного в статье 285.1 УК РФ, считается процесс, состоящий из нескольких этапов:
- поступление средств для оплаты счетов на основании различных документов,
- разрешение выполнения оплаты,
- убытие денег.
В качестве субъекта рассматриваемого преступного действия всегда выступает должностное лицо, которое имеет право получать средства из казны и перераспределять их.
Судебная практика
В настоящее время в судах рассматривается довольно много дел подобного типа. Суть многих из них сводится к неправильной КОСГУ. Некоторые касаются неверного применения КБК. Имеют место и случаи, когда бюджетным учреждением были получены деньги за какую-либо услугу и далее потрачены на свои нужды. По закону средства должны быть перенаправлены в бюджет, и только после выданы организации на расходы.
Ежегодно бюджетная организация составляет план расходов. Указанная сумма в нем не должна быть превышена ни при каких обстоятельствах. Если наблюдается перерасход, то это автоматически является поводом для рассмотрения ситуации в судебном порядке.
Срок давности за нецелевое расходование или хищение бюджетных средств равен 6 годам. Каждое нарушение из вышеперечисленных рассматривается в частном порядке, и даже опытные адвокаты не всегда способны предугадать исход суда.
Рассмотрение подобных дел производится по определенным правилам. Чтобы подсудимый был признан виновным, нужно чтобы основания для применения наказания сошлись на одном преступном действии.
Такими основаниями являются:
- подсудимый является должностным лицом, которое имеет право самостоятельно распоряжаться бюджетными поступлениями,
- подсудимый должен осознавать на момент совершения действия какие изменения они понесут за собой.
Очевидно, что субъектом преступного действия может выступать только высокопоставленное должностное лицо, ведь рядовой сотрудник не имеет право распоряжаться средствами на свое усмотрение. Что качается осознания последствий, то тут все гораздо проще. Факт осознания зачастую подтвержден должностью. Некомпетентный сотрудник занимать ее попросту не может.
Основной особенностью подобных дел является то, что обвиняемый имеет возможность оспорить выводы контролирующего органа до рассмотрения дела, так и в судебном порядке. Проштрафившейся организации и должностному лицу дается пять дней на оспаривание выводов контролирующей организации. Далее дело направляется в суд, решением которого может быть назначена уголовная ответственность.