Коррупция в нынешнее время наблюдается в разнообразных полях деятельности, при этом называется юристами общераспространённым «пороком» теперешнего общества. В Российской Федерации, как и во большинстве других странах мира, коррупционные манипуляции относятся к категории противоправных, караются законодательством согласно установленному нормативному порядку, причём причисляются они к разряду уголовных и предполагают серьёзную ответственность. Одним из коррупционных проступков, которому отведено отдельное место в судебно-правовых документах, является коммерческий подкуп, принадлежащий к категории торговой вариативности взяточничества, угрожающий стране дезорганизацией и разрушением рыночной экономики. Рассмотрим детально в этой статье, что такое коммерческий подкуп, состав преступления и соразмерность наказания, а также основополагающее отличие правонарушения от взятки.
Суть термина «коммерческий подкуп»
Чтобы понять, что такое «подкуп» на предпринимательском уровне, необходимо немного углубиться в концепцию функционирования экономики, которая успешно работает по законам здоровой конкуренции. Предприниматели, как мелкого, так и масштабного уровня, конкурируют между собой, пользуясь разрешёнными законодательством методами, экономическими инструментами, с единой итоговой целью – получение прибыли.
В ситуации, когда доход в бизнесе имеет незаконное происхождение, получен путём нелегальных операций и действий, тогда речь идёт о коррупции. Интерпретируется суть такого явления просто: при желании получить корысть материальную или нематериальную одна сторона прецедента провоцирует вторую на совершение определённых деяний нелегитимного характера, или безынициативную деятельность в некоторых ситуациях, предполагающих оперативного вмешательства. Факт получения прибыли на служебном уровне, а именно лицом, представляющим собой негосударственную структуру, и называется юристами коммерческим подкупом.
Вред от неправомерного деяния субъекта подразумевает под собой не только нарушение морально-этических принципов, но и оставляет свой отпечаток на экономической сфере глобального масштаба, дестабилизирует авторитетные позиции конкретной организации. Указанный юридический термин в житейских кулуарах нередко называют взяточничеством на промышленном уровне, коррупционной деятельностью в негосударственных структурах, торговым подкупом или мздой. Подкуп в торговой области деятельности причисляется к категории небезопасных для общественности прецедентов, потому имеет довольно строгое наказание в форме уголовной ответственности.
Предмет, объект и субъект правонарушения
Средства для нелегального вознаграждения как предмет коммерческого подкупа бывают разными, однако, чаще всего они являют собой такие же конфигурации, как и при стандартном взяточничестве. Предметом правонарушения могут идентифицироваться следующие варианты нелегального вознаграждения:
- дача финансов в рублях или валюте,
- предоставление права обладания на ценные бумаги или имущественные активы,
- оказание предпринимательских услуг по преуменьшенным расценкам,
- компенсирование персональных затрат должностного лица финансами предприятия.
Стоит отметить, что, с юридической точки зрения, предмет коммерческого подкупа не может позиционировать собой вещь, не подразумевающую материальной стоимости, являющуюся важной исключительно для субъектов прецедента. Например, передача конфиденциального уведомления или фото не может выступать предметом экономического правонарушения. Объектом коррумпирования позиционируется область, на которую ориентировано правонарушение, а именно административный сектор коммерческой корпорации. При этом субъектом данного преступления может выступать исключительно здравомыслящее по медицинским показаниям лицо, достигшее совершеннолетия, которому на момент реализации преступления выполнилось шестнадцать лет. Специальным субъектом, которому инкриминируется преступное деяние, сможет выступать особа, занимающая управленческую вакансию в компании негосударственного типа.
Законодательная база преступления
Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа как правонарушения очень приближена к идентификации взяточничества, за которое отвечают в Уголовном кодексе России статьи 290 и 291. Начиная с 1996 года, в кодексе появилась статья 204, согласно которой подвергаются ответственности работники негосударственных учреждений за взяточничество на коммерческом уровне. Следовательно, если на взятках «пойманы» сотрудники административных и государственных структур, то они будут нести ответственность по статье 290 или 291, в зависимости от состава правонарушения. Представители коммерческих организаций понесут наказание, при совершении такого нарушения, по статье 204. Ответственной за правонарушение может выступать по решению суда не только конкретная личность или группа лиц, но и организация в целом, если доказан факт неправомерного вознаграждения от имени определённой компании.
Согласно статистическим данным, в судебной практике за период с 1997 до 2017 год количество осуждённых за коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ приумножилось более чем в пять раз, и процентное содержание уголовной ответственности по этому нормативу возрастает с каждым годом.
Виды правонарушений
На базе судебной практики неправомерные деяния этой категории разделяют на такие виды по составу преступления:
- Получение нелегитимного вознаграждения от организации или лица, являющегося сотрудником негосударственной структуры. Комментарии по ответственности прописаны в первых двух частях статьи 204.
- Передача неправомерной награды должностным лицом предпринимательской организации с целью субъективной наживы, предусмотренная третьей и четвёртой статьями 204.
Дополнительно правонарушение может квалифицироваться видами содеянного в форме дачи вознаграждения, прописанными определёнными комментариями в части второй статьи 204 Уголовного кодекса, которые могут отягощать наказание:
- Неоднократная передача предмета неправомерного вознаграждения. Квалифицируется, если доказан факт кратного получения или передачи взятки, когда за предыдущее тождественное нарушение не погашена судимость, или имеются доказательства многократного совершения аналогичного преступления.
- Деяния незаконной формы, реализованные группой лиц по предшествующей прецеденту договорённости. В статье 204 имеется комментарий, согласно которому отягощающим фактом является передача нелегитимного вознаграждения двумя или больше коммерческими сотрудниками, договорившимися заранее о совершении неправомерных действий.
- Правонарушение с доказанными фактами исполнения преступления сформированной группировкой. Незаконные действия осуществлены устойчивой группой, которая создана заблаговременно для осуществления одного или нескольких аналогичных проступков преступного характера.
По тяжести преступление может квалифицироваться в суде как:
- мелкий коммерческий подкуп, если преступная деятельность попадает под часть первую статьи 204,
- средней степени тяжести, если данное правонарушение квалифицируется судом по частям 2 – 4 статьи 204 УК,
- особо тяжким при доказанных отягощающих обстоятельствах.
От вида преступления и его классификации напрямую зависят критерии наказания правонарушителю. Рассмотрим подробно, какое наказание предполагает Уголовный кодекс правонарушителю, уличённому в причастности к взяточничеству на негосударственном уровне.
Меры ответственности
Коммерческий подкуп может квалифицироваться в судебной практике как преступление мелкого, среднего и тяжкого разряда. Приговор может варьироваться в зависимости от состава преступления, наличия отягощающих обстоятельств и суммы вознаграждения. Судебные инстанции выносят приговор участвующим в преступлении на базе поступивших данных от правоохранительных институций, добытых в процессе следствия. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп установлена на законодательном уровне в УК РФ, определена в статье 204, предполагает различные наказания. В ситуации, когда подсудимый выступает лицом, предоставляющим нелегитимное вознаграждение, ему могут быть вынесены следующие обвинительные заключения:
- Штраф. Сумма, предусмотренная в штрафном наказании, может разниться в зависимости от ситуации с минимальной десятикратной ставки взятки, до максимального – пятидесятикратного размера.
- Пресечение свободы, длительностью до двух лет.
- Приговор в виде исправительных работ продолжительностью до трёх лет.
Если доказано наличие обременительных факторов, таких как действие по предварительной договорённости, в структуре группировки, или осуществление субъектом противоправных действий в пользу третьих лиц, тогда приговор может быть более строгим. Законодательство предусматривает следующие виды уголовной ответственности:
- Штрафные санкции в размере взятки, умноженной в 40 – 70 раз, с параллельным лишением прав субъекта занимать управленческие должности.
- Принудительные работы на период до четырёх лет.
- Максимальным наказанием по этому преступлению считается тюремная изоляция правонарушителя на период до шести лет.
Для «берущей» стороны закон также предусматривает уголовную ответственность, которая может иметь следующие вариации:
- финансовое взыскание, в максимальном размере равное сумме взятки в семидесятикратной величине,
- запрет занимать определённые должности на период до трёх лет,
- пресечение свободы с предельным максимальным периодом на три года.
При наличии отягощающих факторов сумма взыскания с правонарушителя может ровняться полученному вознаграждению, умноженному на девяносто. Если преступление отличается особым масштабом, суд может вынести обвинительное решение высшей степени, предполагающее тюремную изоляцию правонарушителя на период до двенадцати лет, с параллельным обязательством погашения штрафа в пятидесятикратном размере от полученной суммы. Для организации судом может быть предусмотрена административная ответственность, которая предусматривает штрафные санкции в стократной размерности от сумы подкупа. Избежать наказания, если деяния получателя вознаграждения подпадают под первую и вторую части статьи 204, есть шанс, когда он активно помогает следствию в раскрытии дела, добровольно информировал правоохранительные органы об осуществлённом или планируемом преступлении, к нему было применено вымогательство и шантаж.
Специфика установления факта правонарушения
Установлением факта уголовного правонарушения занимаются работники правоохранительных органов. Именно сотрудники следственных органов должны доказать и аргументировать неопровержимой базой следующие аргументы:
- Представить доказательства прецедента: факт осуществления дачи или получения вознаграждения официальным лицом.
- Выяснить и констатировать причинно-следственные связи и взаимоотношения между действиями сотрудника в интересах третьих лиц, а именно установить, кто и за что даёт вознаграждение.
- Определить полный круг участников прецедента и роль каждого из них в совершённом противозаконном деянии.
Представители правоохранительных структур при поступлении сведений о готовящемся коррумпировании или факте совершённого преступления действуют по определённому алгоритму, который позволяет аргументировать правонарушение:
- Если дача взятки только планируется, в интересах правоохранительных органов провести спецоперацию, предусматривающую взятие мошенников с поличным, что выступает стопроцентным доказательством преступления для судов. В ситуации, когда о подкупе стало известно после его совершения, правоохранители вынуждены доказывать факт осуществлённого нарушения по косвенным фактам, а данные, важные для суда, получать от свидетелей или по найденным уликам.
- Следующий шаг: проведение следственных мероприятий, предусматривающих опрашивание свидетелей и фигурантов инцидента.
- Проведение обыска всех мест, которые могут скрывать вещественные доказательства преступления.
При реализации следственных действий правоохранители обязаны позаботиться о секретности проведения операции, сокрытии информации от третьих лиц, чтобы избежать преждевременного укрывательства фактов и вещественных доказательств нарушителями закона.
Разница между понятиями «коммерческий подкуп» и «взяточничество»
Понятия взяточничества и подкупа на экономическом уровне считаются очень похожими по смыслу, имеющими ряд идентичных особенностей, с законодательной точки зрения. Тождественными в этих преступлениях являются следующие моменты:
- Составами обеих преступлений выступает получение или передача противозаконного вознаграждения.
- Нарушения являются аналогичными по предмету преступления, который в обоих случаях являет собой денежные активы, материальные блага или корысть имущественного характера.
- Координационным умыслом обеих преступлений является корысть, подразумевающая неправомерное происхождение.
- Осознанность участников об осуществлении ими неправомерных действий.
Несмотря на достойное количество аналогичных аспектов между преступлениями, они имеют и ряд отличий:
- Правонарушение, именуемое «взяточничеством», идентифицируются статьями закона 290 и 291, коммерческий подкуп идентифицируется судом по статье 204.
- Фундаментальное отличие преступлений заключается в объекте незаконного посягательства. При взяточничестве объектом выступают интересы государственных учреждений, подкуп инкриминируется, если в результате правонарушения страдают интересы промышленной сферы.
- Следующее отличие правонарушений заключается в трактовке злодеяния, а именно в мере санкций за содеянное. Если взятку давал или получал сотрудник государственной структуры, то правонарушение относится к взяточничеству, за которое предусматривается приговор небольшой степени тяжести. В случае с «коммерческим подкупом» судебный вердикт характеризуется повышенной суровостью.
Подведём итоги
Судебная практика свидетельствует о том, что за последние годы численность инкриминируемого взяточничества должностным лицам значительно поднялась в процентном аспекте, при этом более часто, по сравнению с предыдущими годами, стали фиксироваться правонарушения в коммерческой сфере, имеющие завуалированный характер. Подобная тенденция очень опасна для экономической ситуации в стране, потому существенные силы правоохранителей направлены именно на профилактику коммерческого подкупа с целью активной борьбы с коррупцией. Для предпринимателей и должностных лиц прозрачный и легальный бизнес – это не только гарант против судебных тяжб и уголовной ответственности, но и залог процветания коммерческой деятельности в рамках закона.