Каждый из нас практически ежедневно пользуется услугами тех или иных точек оптовой или розничной продажи. Конечно же, предполагая совершить какую-то покупку, потребитель надеется увидеть на товаре информацию о правилах применения, о сроках годности, о противопоказаниях и прочем, то есть обо всём, что так или иначе касается «взаимоотношений» покупателя и покупаемого. Соответственно отсутствие подобной информации создаёт определённую опасность для потребителя, так как возможно, что такой товар может использоваться/храниться только в определённых температурных условиях, или содержать в своём составе вещества, которые противопоказаны людям, страдающим аллергией. Безусловно, подобные упущения, особенно если они осуществлены умышленно, не должны оставаться безнаказанными. И именно о степени ответственности и о мерах государственного контроля по маркировке продаваемой продукции и пойдёт речь в настоящей статье.
Общие понятия
Для начала, необходимо сказать пару слов о том, что же такое маркировка и с чем её «едят». Маркировка – это нанесение определённых информационных знаков, предназначенных для упрощения и автоматизации дальнейшей идентификации. Это могут быть: бирки, этикетки, наклейки, вкладыши, ярлыки, штампы. Конечно же, из-за важности рассматриваемой процедуры законом строго регулируются их внешний вид, структура информационного текста, наименование и дизайн.
То есть, каждая этикетка на товаре должна соответствовать определённому ГОСТу, установленному для категории, к которой относится продукция.
Например, ГОСТ Р 51074-2003 устанавливает формат и структуру маркировки для пищевых продуктов. Сразу следует отметить, что список ограничений, правил и условий просто огромен, и разобрать все положения невозможно в рамках отдельно взятой статьи. Поэтому остановимся на одном примере – это «Кондитерские изделия и жевательная резинка». В соответствии с ГОСТом Р 51074-2003 на этикетке должна быть следующая информация:
- наименование продукта,
- наименование и местонахождение изготовителя,
- масса нетто,
- товарный знак изготовителя (при наличии),
- состав продукта,
- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава,
- пищевая ценность,
- условия хранения,
- срок годности или срок хранения (для карамели и драже),
- дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания,
- рекомендации по приготовлению (для какао-порошка и какао-напитков),
- информация о подтверждении соответствия.
Список на этом не заканчивается, и в таком же русле определяются условия для всех категорий продуктов питания, бытовой химии, орудий труда, косметических средств и прочего.
Состав и наказание
Как и за многие другие деяния, нарушающие действующее законодательство, за нарушение порядка маркировки продукции предусмотрено два вида ответственности: административная и уголовная. Вид ответственности зависит от создаваемой поступком общественной опасности и размера причинённого материального вреда по отношению к государству.
Административная ответственность
В КоАП РФ имеется множество статей, которые носят в своём название слово «маркировка», но особое внимание в контексте рассматриваемой темы следует уделить статье 15.12. Статья состоит из 4 частей, каждая из которых отвечает за отдельный состав правонарушения.
Часть 1 устанавливает, что за производство товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, или же с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, возможно наложение административного штрафа для должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей с конфискацией незаконной продукции, для юридических лиц от 50000 до 100000 с той же конфискацией.
Например, гражданин «А», являясь индивидуальным предпринимателем, занимался изготовлением мясных полуфабрикатов на собственной ферме. Весь свой ассортимент он складировал в специальных холодильниках, но никаким образом не помечал установленным образом полученные полуфабрикаты. У гражданина «А» был заключён договор поставки с одним местным магазином на продажу товаров собственного изготовления.
То есть, если имеется ярко выраженное желание каким-либо образом реализовать немаркированные товары, как минимум административной ответственности не избежать.
Исходя из определения субъекта по части 1 — это должностные и юридические лица, обычные физические лица, которые изготавливают продукцию, но не помечают её должным образом, не рассматриваются в рамках статьи 15.12. Наказание для подобной категории граждан, если имеется мотив сбыта, будет исходить из положений, характерных для определения правонарушения в виде незаконного предпринимательства.
Часть 2 имеет схожий состав, только основным поступком является непосредственная продажа немаркированной продукции, а также её хранение, перевозка, приобретение, соответственно, с обязательной конечной целью в виде сбыта. Субъектом по ч. 2 может быть и обычный гражданин, и должностное и юридическое лицо. Санкционная составляющая увеличена и выглядит как штраф в размере от 2000 до 4000 рублей, от 5000 до 10000 рублей и от 50000 до 300000 рублей соответственно.
Любые действия, описанные выше, если они не имеют в своей конечной цели желания получения материальной выгоды в результате продажи, то состава правонарушения по ст. 15.12 они не образуют. Отдельно и в рассматриваемой теме, и в целом по правонарушениям/преступлениям в предпринимательской сфере стоит вопрос о незаконном производстве и продаже алкогольной продукции.
В части 3 говорится о том, что производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Часть 4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц – от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Такое особенное выделение алкоголя из всей массы продукции обуславливается высокой общественной опасностью, связанной с выходом на свободный рынок некачественной, нелегальной спиртосодержащей продукции, жертвами которой только в Российской Федерации ежегодно становится более 5000 человек. Конечно же, список условий и особенностей торговли намного более обширный, нежели приведённый выше, и насчитывает десятки нормативно-правовых актов и отдельно взятых положений и определений.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность по статье 171.1 будет наступать в случае, если рассматриваемое деяние в своих фактических объёмах совершается в крупном или особо крупном размере. Статья 171.1 отличается большим объёмом и состоит из 6 частей, поэтому приводить её положения целиком было бы нецелесообразно. Для более чёткого понимания статью 171.1 можно структурно разделить на 3 раздела: товары, не относящиеся к продуктам питания или алкоголю, продукты питания, алкоголь, то есть деление и увеличение тяжести наказание повышается в зависимости от тяжести содеянного. Единственное, что следует отметить и коснутся более подробно, это санкционная составляющая статьи 171.1, которая достаточно обширна:
- максимальный штраф в размере 800000 рублей, при этом в некоторых частях минимальный порог составляет 400000 рублей,
- принудительные работы сроком до 5-ти лет,
- лишение свободы сроком до 6-ти лет с отягощением в виде штрафа до 1 млн. рублей.
Подобные меры наказания наглядно демонстрируют, насколько серьёзно законодатель рассматривает данные преступления, что соответствует действительной общественной опасности некачественной продукции выпускаемой на потребительский рынок.
Заключение
Итак, в завершение стоит отметить, что, к сожалению, актуальность рассматриваемой темы в последние годы только возрастает и отягощается. Возможно, виной тому неудержимая человеческая жажда получения каких-либо благ и выгод без особых усилий и убытков. Следует уточнить ещё и то, что преступление или правонарушение в виде отсутствия маркировки товара или продукции рождает множественную совокупность смежных преступлений, например, незаконное предпринимательство, связанное с продажей спиртосодержащей продукции. А данное обстоятельство существенно увеличит окончательный приговор для виновного лица.