Приехал тут ко мне товарищ недавно в гости, из-за того, что проживаем мы в разных регионах, видимся не столь часто, как хотелось бы. Ну, о чем могут говорить мужчины при встрече: о политике, о дамах и, конечно же, об автомобилях.
А надо сказать, что друг мой более «продвинут» в этом вопросе, так как его бизнес связан именно с автомобилями. Ну, вот и спрашивает он меня: а каков у меня бонус-малус. А что я могу сказать, слышать-то слышал про КБМ, а сталкиваться не приходилось. Вот так и сказал. Товарищ посмеялся и разъяснил, что за зверь бонус-малус и с чем его едят.
Как понять таблицу КБМ
КБМ- он же коэффициент бонуса-малуса – величина, влияющая на размер страховой премии по страхованию ответственности граждан автомобилистов. Он может давать скидку, а может и увеличить премию. Последнее зависит от числа совершенных страхователем дорожных происшествий.
В системе страхования коэффициент представлен в форме таблицы. По сути она проста. Основными элементами, по которым происходит расчет, являются:
- Класс,
- КБМ,
- Скидка по страховке или увеличение,
- Количество ДТП или страховых случаев, произошедших в рамках действия других страховых договоров – полисов.
Теперь поясним взаимодействие элементов таблицы:
- Количество страховых случаев (их в таблице указано до 4) определяет класс,
- Классы обозначаются буквой «М» и цифрами от 1 до 13,
- Если водитель страхует авто впервые, то ему автоматически присваивается 3 класс, от которого происходит увеличение или понижение коэффициента,
- Скидка или бонус-малус указывается в процентном соотношении и не может превысить 50 %, а вот снизиться может и до 145%,
- Последние графы указывают на число обращений о возмещении ущерба по ДТП.
Правила пользования табличными данными и как узнать свой КБМ
Чтобы точно определить свой КБМ, необходимо знать класс. 3 класс скидки не предусматривает. Самым надежным вариантом является проверка через сайт РСА – Российского союза автостраховщиков. На главной странице необходимо пройти во вкладку проверить КБМ и заполнить форму, указав следующие данные:
- Номер свидетельства налогоплательщика,
- Данные паспорта,
- Дату рождения и фамилию,
- Реквизиты водительских прав,
- Реквизиты документа автомобиля (СТС).
Подтвердив, что Вы не робот, на странице появятся данные бонус-малуса.
От чего еще зависит размер страховки?
Бонус-малус – это не единственный определяющий для размера страховой премии показатель. Подчас, он лишь компенсирует другие величины, такие, как, например, региональный коэффициент аварийности. Так, для особенно «отличившихся» в плане аварий субъектов нашей страны Госавтоинспекция устанавливает коэффициенты аварийности, что автоматически увеличивает страховку для всех страхующихся в этом регионе.
Условия применения
- В обязательном порядке используется при оформлении нового страхового полиса,
- При расчете каждая выплата рассчитывается как один отдельный случай. Например, в год вы стали виновником трех аварий, а за каждую аварию КБМ повышается на 0.5, в итоге у вас за год повышение будет 1.55, а класс вернется к первому. То есть если ранее вы платили меньше, то всего три аварии возвращают вас на уровень новичка,
- Если заключен неограниченный полис, то КБМ определяется по собственнику авто, в соответствии с его уровнем класса. Если ранее собственник заключал ограниченные страховки, а в этом году решил заключить неограниченную, то приобретенный ранее класс теряется, и он как новичок начинает с третьего класса заново и коэффициента 1,
- При ограниченной страховке, для каждого указанного водителя используется свой класс, но при этом расчет стоимости страховки проводится по самому высокому КБМ среди вписанных водителей,
- Если на собственника заключено несколько договоров, то стоимость полиса рассчитывается по сумме всех выплат. То есть если он на одной машине совершил ДТП, приведшее к выплате, то естественно его коэффициент снижается. И безаварийная на других авто особого значения не имеет.
От снижения коэффициента можно «спастись» только двумя способами:
- Либо ездить без аварий,
- Либо же разбираться с ДТП на месте и не составлять протокол.
При ограниченной страховке, определение показателя проводится по каждому водителю:
- Стоимость страховки рассчитывается по КБМ водителя с наиболее низким классом,
- Скидка дается на конкретного человека, а не на автомобиль,
- Повышение показателя происходит только у того, кто был виновником ДТП.
КБМ не используется в двух случаях:
- Страховка транзитная,
- Либо происходит страхование машины, зарегистрированной в другой стране (у туриста).
Приведенная таблица представляет собой ситуацию такой, какой она должна быть в идеале. В жизни же такое происходит не всегда, так как многие страховщики не вносят данные в общую систему данных РСА. Именно на ее показатели опирается другая страховая при ее смене.
Почему страховщики так поступают, просто им охота больше денег. И если вы не знаете о своем классе КБМ, то будет платить больше.
Дополнительно
При смене удостоверения на вождение водитель должен сразу же сообщить об этом страховщику. То же самое, если происходят другие изменения в данном документе. Например, вы открыли новую категорию.
Иногда по каким-то причинам страховая не получает сведений о ваших ДТП, даже если был составлен протокол. Многие водители также стараются замолчать об этом, рассчитывая получить скидку. Только вот сведения о протоколе уходят в базу данных РСА, и если при проверке обнаружится обман, вашу страховку могут признать недействительной и вам придется заключать ее заново. Только уже по увеличенному тарифу – в 1.5 %.
И смена страховщика не поможет.