Оплатить единоразово всю стоимость приобретаемого автомобиля под силу не каждому человеку, а вот взять средство передвижения в кредит и выплачивать по частям куда более реализуемые планы. Правда, многие компании, предоставляющие кредит, обязывают граждан оформлять страховку, причем не только автомобиль, но и на жизнь самого покупателя.
Это несомненно обеспечивает безопасность страхующим компаниям. Но далеко не всегда охота покупателю включать в расходы оплату этой страховки. Компания-кредитор же порой прописывает в договоре это как обязательное условие, не всегда даже сообщая покупателю данное условие.
Конечно, отказаться можно, но тогда, скорее всего, кредитор поднимет процентную ставку по кредиту или вовсе откажет в предоставлении кредита. Насколько это законно и можно ли отказаться от страховки после заключения договора, далее.
Зачем кредитору страховать жизнь покупателя
Все достаточно просто в случае несчастного случая, прописанного в договоре, смерти или потери дееспособности клиента, банк получит все предписанные ему выплаты. Выплачивать оставшуюся сумму будет страховая компания, если же договор с ней не составлен, то обязательства по выплате падают на плечи родственников клиента.
Эта процедура, если разобраться, полезна для всех сторон сделки. Компания-кредитор имеет уверенность, что точно получит всю сумму, страховая компания получает страховые взносы, а клиент спокоен за свою семью ведь в случае несчастного происшествия долги не лягут на плечи его близких.
Требования к страховому полису
Каждый договор о страховке жизни или здоровья должен прописывать некоторые аспекты, чтобы в случае возникновения задействования этого договора между компаниями страховой и кредитором, а также самим клиентом не возникало спорных вопросов.
- Размер страховой суммы (возможные вариации сумма всего покупки, остаток, не оплаченный клиентом или стоимость автомобиля).
- Срок, в течение которого страхование действительно (до момента, пока не выплачен кредит, на год, но при условии обязательного продления).
Обычно клиент, оформивший страхование, получает кредит с уменьшенной кредитной ставкой.
Часто банки предлагают свои рекомендации по выбору страховой компании, и клиенты, не утруждая себя лишними хлопотами, соглашаются на эти рекомендации. Однако клиент имеет право самостоятельно выбрать стороннюю страхующую компанию.
Дело в том, что банки, предоставляющие кредиты, порой намеренно подбирают компанию-страховщика с не самыми выгодными для клиента условиями, так как банк стремится лишь к получению собственной выгоды. Так что исключительно в ваших интересах заняться рассмотрением этого вопроса самостоятельно.
Способы отказа от страхования
Во-первых, вы изначально можете настаивать на том, что не намерены оформлять страхование. В таком случае банк может повысить процентную ставку, сократить сроки выплат, что также повысит ежемесячные выплаты, или вовсе отказаться от сотрудничества.
Отказ можно произвести при досрочном погашении кредита.
Также можно обратить в банк с просьбой отказа от страхования. Обычно в договоре прописаны возможности расторжения договора расторжения (порой банк разрешает отказаться от страховки спустя какое-то время после заключения договора о кредита 3 или 6 месяцев).
Клиент может обратиться в суд, но этот способ вряд ли окажется решением данной проблемы. Суд в большинстве подобных случаев на стороне банка, так как клиент подписал договор, а значит, не имеет права нарушать его.
Можно ли вернуть деньги за страхование
Вернуть деньги за полис можно лишь в том случае, если его оформление было навязано. То есть если клиент сам выбрал в договоре пункт с оформлением страхования, считать его навязанным никак нельзя. В таком случае клиент может в любой момент расторгнуть договор, но деньги вернуть не получится.
Если расторгнуть договор мирным путем не выходит, то можно решать проблему посредством обращения в суд.
Важно страховая компания может вернуть не всю сумму, вложенную клиентом за оформление полиса. Иногда компания-страховщик вычитает из этой суммы услуги, предоставленные агентом.
Итак, способы вернуть деньги (если страховка была навязана):
- Обращение в Роспотребнадзор при условии, что договор был составлен менее года назад. Если данная инстанция усмотрит в договоре пункты, которые ущемляют права клиента, то в банк будет направлено предписание, обязывающие устранить эти нарушения.
- Обращение в сам банк написание претензии на имя банка, которое можно вручить как в личном порядке, так и заказным письмом с извещением. Если использован первый метод, то на втором экземпляре претензии или ее копии обязательна копия представителя стороны, в адрес которой направлен иск о получении претензии.
- Обращение в банк необходимо будет предоставить договор о кредите, полис страхования, квитанцию об уплате услуг страховой компании, претензию в банк и ответ банка на нее (если имеются). При использовании этого метода заявитель может обратиться за помощью в Роспотребнадзор.
Несмотря на все преимущества, даже для самого клиента и его семьи страхование жизни и здоровья обходится в весьма немалую сумму для клиента. Довольно часто банки используют некоторые уловки, сбивающие с толку клиента.
Например, человек прошел одобрение на кредит, банк высчитал его ежемесячные выплаты с учетом процентной ставки, клиент выбрал автомобиль и даже внес залог, осталось лишь подписать документы.
И лишь на этом этапе гражданин узнает, что банк обязывает его оформить страховку, иначе условия кредитования могут значительно изменится, причем не в пользу клиента. Нежелание еще раз проходить все эти процедуры и страх отказа вынуждают человека согласиться на условия банка.
Банк работает лишь на собственную материальную выгоду, ему необходимо в любом случае получить всю сумму, прописанную в договоре, и желательно менее сложным способом.