Единственным документом, который сможет зафиксировать и в будущем подтвердить переход надела от продавца к покупателю, может стать передаточный акт, приложенный к договору купли-продажи земельного участка. Бумага требуется при такой сделке и должна быть заверена подписью каждого участником операции.
О том, как составляется акт и какие моменты должны быть прописаны в этом документе, будет рассказано в статье. Дополнительно мы представим перечень документов, необходимых для оформления такой формы.
Что такое передаточный акт?
Документ такого рода составляется при проведении сделки по приобретению земельного надела в момент передачи участка от старого владельца к новому. Если речь идет о двусторонней сделке, то составление подобной бумаги это обязательное условие. В акте фиксируется состояние земли на момент ее передачи, что крайне важно для каждого участника соглашения. После проверки данных, изложенных в бумаге, стороны подписывают акт, и он служит приложением к основному соглашению.
Важность данной формы заключается в том, что она сможет стать защитой для покупателя и продавца при возникновении претензий в будущем. Фактически акт повторяет по смыслу содержание договора, однако при рассмотрении дела в суде его отсутствие может повлиять на признание сделки не имеющей юридической значимости. По этой причине не стоит забывать об оформлении акта.
В какой ситуации требуется такой акт?
Существует ряд причин, по которым сторонам следует позаботиться о подготовке акта. Прежде всего, в документе будет зафиксировано состояние надела на момент передачи его покупателю. В дальнейшем для продавца это станет документальным доказательством своей правоты, если речь дойдет до судебных разбирательств. В свою очередь, покупатель также сможет взыскать нанесенный материальный ущерб, если будут выявлены нарушения, не указанные в акте.
Следует отметить, что без проведения госрегистрации сделки на землю не будет оформлено право собственности для покупателя. Чтобы выполнить эту процедуру, потребуется предъявить передаточный акт. Данное требование прописано в действующем законодательстве, и без его исполнения покупатель не сможет стать полноправным владельцем земли.
Сроки составления и подписания документа
Законом не определены сроки, в рамках которых следует подписать акт приема-передачи имущества, однако в ГК РФ прописаны некоторые рекомендации, согласно которым затягивать с составлением документа не стоит. Иными словами, составление и подписания такой бумаги – это решение сторон в рамках обоюдной договоренности.
Законодательно не запрещено совмещать подписание договора купли-продажи и передаточного акта, однако не стоит торопиться с этим. Лучше оформить документ отдельным приложением и после подписания основного соглашения еще раз проверить состояние надела. Исключением являются случаи, когда человек уже пользуется землей и ему нет необходимости ее проверять.
Особенности составления акта
Чтобы не попасть в проблемную ситуацию, стоит заранее позаботиться о составлении документа. При подготовке проекта стоит обратить внимание на следующие пункты:
- В акте должно присутствовать точное описание и характеристики передаваемого земельного участка.
- Никаких различий с главным соглашением быть не должно.
- Все права продавца на заключение договора должны быть подтверждены документально.
- Стоимость участка следует зафиксировать и указать в числовом и письменном виде.
- Требуется вписать назначение и категорию земельного надела.
- Указать наличие (отсутствие) построек на участке.
- Проверить и включить в акт пункт об отсутствии претензий со стороны участников сделки.
- Если участок арендован, то он отдается покупателю лишь по завершении срока арендного соглашения.
Дополнительно следует указать, что на объект не наложены обременения. Все документы должен подготовить и представить владелец надела. Бумага должна быть подготовлена по всем правилам. Помимо вышеперечисленных моментов, в ней обязательно указываются название, дата, участники, а также их реквизиты и подписи.
Дополнительные нюансы по составлению
Документ, как и другие бумаги подобного типа, используется в качестве бумажного подтверждения правовых взаимоотношений участников различных сделок. В этой связи для акта предусмотрена простая письменная форма. В устном виде передача земли в рамках продажи или покупки не допускается.
Количество экземпляров должно отвечать числу участников сделки. Еще один экземпляр передается в регистрационный орган. Как правило, документ составляет продавец, однако это может выполнить и покупатель. Чаще всего для окончательного оформления сделки привлекается опытный юрист или нотариус. Каждый из участников наделен правом вносить в документ собственные замечания и дополнения. Такой подход исключает проблемы с возможным оспариванием сделки в суде и существенно снижает риски.
Заключение
Оформление акта приема-передачи при покупке земельного надела сможет стать дополнительной гарантией и защитой как для покупателя, так и для продавца. Документ необходимо тщательно подготовить и указать в нем все существенные пункты. В противном случае акт не будет иметь правовой значимости, и в дальнейшем основной договор суд признает ничтожным.