Замена электросчетчиков регламентируется правительственным постановлением от 2006 года, которое определяет основной спектр причин, при возникновении которых необходимо установить новый прибор учета:
- Истечение эксплуатационных сроков прибора.
- Прибор учета устарел технически.
- Просрочен срок очередной проверки.
- Неисправность прибора.
- Повреждения на приборе, его окне или корпусе.
- Отсутствие или срыв пломбы.
- Прибор демонстрирует погрешности в работе.
Именно исходя из вышеперечисленных причин осуществляется установка электросчетчика в квартире или его замена.
Установленный законом порядок и процедура замены
Действующее законодательство не предусматривает ограничения по срокам замены и установки. Так, если дом или квартира впервые подключаются к электрической сети, то момент подключения, по сути, определяет сам собственник. Что касается замены счетчиков по уже зарегистрированным лицевым счетам, то сам поставщик энергоресурса определяет момент обязательной замены. Так, еще в прошлом году многие владельцы недвижимости получили письма от Энергосбыта с предложением произвести замену приборов учета потребляемой электроэнергии.
Немного о процедуре из личного опыта
Получив такое почтовое послание, в самом конце письма мною был обнаружен адрес электронного ящика, на который можно было направить заявку на замену в свободной форме, что и было сделано. Ответ не преминул себя ждать: на указанный мною номер телефона поступил звонок из технической службы, и в ходе разговора была достигнута договоренность о дате и времени приезда мастера.
В назначенный день и час прибыл мастер с новым прибором учета, он благополучно произвел установку счетчика электроэнергии в квартире, о чем составил акт в двух экземплярах с обозначением показаний по старому прибору и новому. Одновременно выписал квитанцию, которую мы и оплатили.
Что касается того, сколько стоит такая установка, то последнее зависит от вида прибора учета. Так, нам было предложено установить двухтарифный вариант, учитывающий дневные и ночные показания потребления ресурса и, соответственно, разную их тарификацию. На февраль 2017 года стоимость такого прибора составляла 2500 рублей вместе с установкой, а однотарифный, на котором мы остановили свой выбор, стоил 1500 рублей.
Стандартный путь решения вопроса
Интернет-заявкам люди склонны доверять не полностью, именно для них предусмотрена стандартная процедура, заключающаяся в следующих шагах:
- Обратиться в ближайшее отделение Энергосбыта с заявлением о необходимости смены счетчика.
- Чтобы компания произвела замену скорейшим образом, необходимо взять квитанцию на оплату или оплатить в кассе компании.
- Далее в день подачи или дополнительно будет сообщено о дате и времени замены прибора учета.
В обозначенный день также приедет мастер и произведет замену.
Сложные тонкости простого вопроса
Как видно из схем процедуры, описанных выше, большой сложностью они не отличаются, но имеется вопрос об ответственности. Последняя выражается в таком понятии, как балансовое разграничение или границы балансовой принадлежности. По сути и по закону, это понятие связано с лицом, обязанным приобрести, оплатить услуги по монтажу учета прибора и его дальнейшее обслуживание. Таким образом, собственником прибора учета является собственник квартиры. Определяет этот момент и факт того, кто должен оплачивать услугу по установке и стоимость прибора учета. А значит, установить счетчик бесплатно нельзя.
Бесплатно приборы учета электроэнергии заменяются лишь в следующих случаях:
- Если замена счетчиков электроэнергии проходит в рамках государственной акции, обусловленной введением новой маркировки, например, при переходе на многотарифный формат оплаты.
- Если замена проходит в квартирах, принадлежащих муниципалитету.
Средняя стоимость замены приборов по стране находится в пределах 2000 тысяч рублей, а также демонтаж старого прибора – около 600 рублей. Кстати, стоимость услуг демонтажа взимается не всегда.
Технические тонкости процедуры замены
Изучение вопроса будет неполным, если не затронуть его техническую составляющую. Итак, перечислим ряд общих требований при установке учетного оборудования:
- Обязательное включение устанавливаемого учетного прибора в реестр прошедших сертификацию и разрешенных на территории нашей страны.
- Обязательная опломбировка прибора, проверка правильности его подключения, что подтверждается составлением акта, копия которого отдается на руки пользователю, и постановкой оборудования на учет.
- Пломбируется прибор в двух местах: кожух с окном и задняя крышка.
- Рекомендуется устанавливать прибор на высоту не более 1,7 м. от пола.
- Место, где установлен прибор, должно быть доступно для ремонта, снятия показаний и быть сухим.
- Сам счетчик должен иметь 2 и выше класс точности и соответствовать мощности сети.
Что касается эксплуатационного срока, то он составляет минимум 16 лет.
В завершение стоит сказать, что законодательно установлен перечень рекомендованных к установке моделей счетчиков. Приобрести «правильный» счетчик можно в специализированных магазинах и службах самого Энергосбыта. После установки все документы на прибор, включая его коробку, а также акт его замены рекомендуется сохранять до момента его повторной замены.
Если счетчик на лестничной площадке?
В многоквартирных домах приборы учета размещают на лестничных площадках. В этом случае он находится на территории, на которую права собственника не распространяются, а значит, все расходы на замену и ремонт несет управляющая компания или иная организация, в чьем ведомстве находится лестничная площадка. Исключением являются ситуации, когда повреждения возникли по вине собственника квартиры или иного установленного лица.