Каждый из нас хотя бы единожды да сталкивался с тем, что приобретенный в магазине товар оказывался с недостатком. Чаще всего недоброкачественный товар приобретается в продовольственном отделе, так как многие продукты питания имеют небольшой срок хранения, а продать его нужно. Поэтому продавцы и оставляют его на прилавках в надежде на то, что покупатель окажется невнимательным.
Потребление такого продукта может негативно сказаться на здоровье покупателя, поэтому частенько люди просто выкидывают недоброкачественный товар, особенно если он недорогой.
А что делать, если товар стоит немалых денег. Выкинуть его, значит нанести своему бюджету существенный убыток. Значит, у нас имеется повод на возврат некачественного товара обратно продавцу.
На что опираться
На закон «о защите прав потребителей». Именно в нем регулируется все отношения между продавцом и покупателем. В нем установлены права покупателя на приобретение товара услугу. При этом они должны иметь надлежащее качество и не нести опасности жизни и здоровью покупателя, на его имущество и окружающую среду. Кроме этого покупатель имеет полное право получить всю информацию о товаре.
Но предъявить какие-то претензии продавцу покупатель может только в одном случае – если обнаружится, что товар имеет ненадлежащее качество. Это означает, что его характеристики не соответствуют заявленным в договоре купли-продажи.
В качестве примера можно привести холодильник. По техпаспорту он имеет восемь режимов работы. На деле же у него реально функционирует только шесть. Поэтому по закону его качество ненадлежащее, и он подлежит замене на аналогичный товар или возврату денежных средств за него. То, что он имеет шесть работающих функций против двух неработающих – значения не имеет, по законодательству он бракованный.
Но не все товары можно признать бракованными. Если, к примеру, характеристики предмета, функциональные и внешние, были изменены из-за халатности потребителя, то, как его признать (товар) некачественным. К примеру, вы купили чайник, и буквально сразу его уронили на пол. Его корпус треснул и к использованию он непригоден. Что делать в этом случае? Признать его качество ненадлежащим не позволит законодательство.
Также закон требует внимательно относиться к приобретению товара на распродажах. Как показывает практика, товар уценивается по причине имеющегося дефекта. Правда, продавец должен информировать покупателя о нем. В этом случае последний не может пожаловаться на качество приобретаемого товара, так как его об этом информировали, и он согласился с этим.
Процедура возврата
Если покупателем было обнаружено то, что приобретенный товар имеет несоответствие качества, то он имеет полное право вернуть его обратно продавцу. Но при этом рекомендуется соблюдать требования законодательства по данному вопросу.
Вот что может предложить продавец в этом случае:
- Замена бракованного изделия на аналогичный рабочий,
- Возврат потраченных на покупку денег,
- Иногда владелец сам оплачивает ремонт изделия, в этом случае продавец обязан вернуть ему деньги за ремонт. Естественно после предъявления квитанции,
- Уменьшить стоимость товара.
Последний пункт применяется в случае, если обнаруженный дефект никаким образом не может повлиять на полноценную работу прибора или же его можно устранить самостоятельно. К примеру, при транспортировке корпус телевизора был поцарапан.
То же самое в случае ремонта, если после него товар будет соответствовать представленным характеристикам, и особых претензий к продавцу нет.
Но если приобретенная вещь к дальнейшей эксплуатации непригодна, то только обмен. Если же у продавца аналогичной модели нет, то он обязан вернуть деньги за него.
А для этого необходимо написать претензию. Требования к ее составлению следующие:
- Четкость и грамотность,
- В бумаге должны быть указаны конкретные недостатки купленной вещи, по которым вещь можно признать не соответствующим указанным характеристикам,
- Адрес, где произведена покупка,
- Дата совершения покупки,
- Заканчиваться претензия должна вашим требованием либо заменить товар, либо вернуть за него деньги.
Если товарный чек за него сохранился, то к претензии прикладываем и его. Но если его нет, то не беда, продавец и без него обязан принять претензию. Ссылаясь на это отказать он не может. Претензию нужно составить в двух экземплярах. Один отдаем продавцу. Второй с его пометкой о принятии и данными того, кто принял, забираем себе.
Экспертиза
Не всегда мнения потребителя и продавца по качеству возвращаемого товара совпадают. В этом случае требуется проведение экспертизы. Именно результаты оной станут основанием признания товара недоброкачественным или же окажется, что претензии покупателя безосновательны.
На экспертизу отводится 10 дней, оплачивается она продавцом. Желательно чтобы при этом присутствовал и покупатель, иначе возможны подтасовки.
Избежать этого можно следующими способами:
- Составить акт приема возвращаемого товара продавцом с указанием в нем всех недостатков,
- Товар желательно упаковать. Это ограничит постороннее воздействие на него до экспертизы.
Результат может быть двояким. Если экспертиза докажет, что продавец продал товар уже с недостатками и при этом не уведомил о них покупателя, то ему нужно будет обменять или вернуть за него деньги.
Но если окажется, что недостатки возникли уже после покупки и по вине покупателя, то ему никто и ничего возмещать не будет. К тому же ему нужно будет возместить магазину средства потраченные деньги на экспертизу.
Необходимо также знать, что потребитель не обязан при возвращении придавать товару первоначальный вид. Продавец обязан его принять в любом виде. Это конечно не означает, что покупатель имеет право совсем сломать изделие. Просто иногда магазин выставляет условие, что возвращаемый товар должен быть в упаковке и с товарным чеком. Но такое требование продавца противозаконно. Правда, не многие об этом знают.
Теперь вы знаете, как вернуть в магазин не качественный товар.