Обеспечение квартиры водой, отоплением, электроэнергией и прочими благами происходит не бесплатно. Собственники жилья обязаны ежемесячно оплачивать эти услуги, что прописано в 153 статье ЖК РФ.
Однако по разным причинам собственник не всегда имеет возможность оплатить данные услуги (или просто не хочет), поставщик же действует исключительно в собственных интересах и не всегда готов идти навстречу подобным потребителям поставляемых благ. Нередко поставщики прибегают и к исключительным мерам например, отключение обеспечения или ввод ограничений употребления тех или иных благ. Насколько это законно и правомерно, и пытаются выяснить многие пострадавшие владельцы.
Порядок отключения
Конечно, компания, предоставляющая данный вид услуг, не может отключить ее подачу без предупреждения. Они обязаны предупредить владельца квартиры в письменном виде, к тому же извещение должно содержать не только информацию об отключении, но и сумму задолженности, сроки, в течение которых это будет произведено и в течение которых можно возобновить подачу.
Итак, порядок извещения следующий:
- На адрес неплательщика направляется письмо с информацией о том, что в течение 30 дней будет произведена приостановка обеспечения данным видом услуг. Подтверждением получения письма служит расписка или отметка о направлении письма, если оно доставляется через почту.
- Если в течение указанного срока владелец квартиры не гасит долг, то компания имеет право приостановить или вовсе прекратить предоставление услуги. Важно перед отключением неплательщику вновь направляется предупреждение в письменном виде, где указано, что в течение трех дней произойдет данное действие, также необходима расписка получателя или отметка о получении.
- Возобновить поставку благ можно через два дня (включительно) после полного погашения долга или при заключении договора с компанией-поставщиком о процедуре погашения долга.
Произойти это может в случае полной или частичной неуплаты ЖКУ. Частичная неуплата это отсутствие оплаты одной из услуг в размере трех месячных плат, вне зависимости от того, пользуется потребитель счетчиками на данный вид услуг или нет.
Также компания-поставщик имеет право запросить плату за подключение и прочие услуги, предоставляемые нерегулярно.
За неуплату квартплаты отключение света
Это незаконно, и Вы имеете полное право обращаться в суд с жалобой, так как жилищно-коммунальное хозяйство лишь посредник между Вами и поставщиком электроэнергии. Компания, предоставляющая данный вид услуг, сама принимает решение об ограничении подачи света или его отключении.
ЖКХ имеют в числе своих полномочий отключение лишь водоснабжения специальная заглушка опускается по трубе из верхней квартиры.
Также стоит помнить, что отключение или ограничение обеспечения услугой может производится лишь после письменного извещения, оформленного в определенной форме (указание данных получателя, адреса квартиры, в отношении которой собираются производиться меры, сумма задолженности, сроки приведения ограничений или отключения в действие).
В ином случае действия можно считать неправомерными. Для начала Вы можете позвонить на горячую линию компании-поставщика услуги, обратиться в органы прокуратуры с заявлением о нарушении Ваших гражданских прав и даже в Роспотребнадзор.
Меры, применяемые к неплательщикам
Ну, во-первых, ограничение обеспечением некоторых услуг (в данном случае речь может идти лишь о водоснабжении).
Но если уплата долгов не производится длительное время, то задолженность возрастает многократно и может составлять приличную сумму. В таком случае неплательщика ждут серьезные последствия. Например, расторжение договора социального найма. И даже выселение. Конечно, такие решения принимаются через суд.
Муниципалитет обычно предоставляет жилье с меньшей площадью, а вот владельцев частных домов такая участь не постигнет они выселению не подлежат вовсе. С владельцев частных домов в судебном порядке взимаются долги, если этого не происходит, то компания просто перестает обслуживать данный объект.
Спорные вопросы и обращения в суд
Обладатель квартиры может также подать в суд, если компания-поставщик нарушает его права. Например, если, вопреки установленному порядку, компания не уведомляла владельца письменно о мерах, которые собирается произвести в его адрес. Также если оплата требуется за опломбирование счетчика или снятие с него пломбы, владелец не обязан оплачивать подобные услуги.
Скорее всего, компанию-поставщика обяжут возобновить доступ электроэнергии, если при ее отключении помещение рискует потерять статус жилого или в случае, когда отключение ведет к повреждению смежных помещений жилого типа и общего пользования.
Представить жизнь без электричества почти невозможно, особенно в современном мире. Отключение этого блага возможно лишь при долгосрочной неуплате счетов и лишь компанией, предоставляющей данный вид услуг. Никакая другая организация не имеет таких полномочий. Важно, что владелец должен быть заранее осведомлен о подобных мерах в отношении него. Компания-поставщик может не сразу произвести отключение электроэнергии, а лишь ввести ограничения в области подачи.
Если же какие-то из этих требований не были исполнены, то владелец жилплощади имеет все основания для подачи в суд.